Ремонт, эксплуатация, хранение надувных баллонов из ПВХ
На этой странице Вы найдёте мгого полезной информации по эксплуатации баллонов для катамаранов и других изделий из ПВХ.
Приветствую всех, кто увлекается водным туризмом! Любителей "матрасного сплава", моторного путешествия, или водомётного приключения вверх по течению реки на надувных плавсредствах из рулонного ПВХ, объединяет не только общее увлечение, но и разочарование от надёжности выбранного плавсредства. Опытные водные туристы при повреждении своего плавсредства из ПВХ, относятся к этой ситуации по филосовски, без паники, как водители автомобиля со стажем при проколе колеса. То есть ремонтируют повреждение не торопясь, действуя строго по инструкции, соблюдая все рекомендации. Такие заплатки выглядят отлично, не портят внешний вид изделия, служат долго, и в большинстве своём не требуют переклейки. В то же время ремонт начинающих водных туристов отличается неаккуратностью, бессмысленным наложением многочисленных заплат друг на друга, и таким же бессмысленным заливанием клеем всего этого "бутерброда". Причём клеем, который даже не подходит для данного материала. И ведь никто дома не клеит облицовочную плитку в ванной на обойный клей. И наоборот, никто не клеит обои на клей для плитки. А здесь почему то кто на что горазд.: от эпоксидной смолы, до китайского супер-клея! Даже предварительно порез сшивать нитками умудряются. Зачем? Первый полиуретан получили в Германии в 1937 году, затем мировая промышленность освоила производство клея, получаемого на основе разных органических полимеров и уретана. В наше время, при фантастических достижнниях мировой химической промышленности заклеить порез/прокол в надувном изделии из рулонного ПВХ не сложнее, чем заклеить подорожником ранку, в обоих случаях есть правила. Про подорожник многие знают с детства, а про полиуретановый клей узнают только после общения с мастером в ремонтных мастерских.... Заполним этот пробел.
Полиуретановых клеев огромное множество: POLIGRIP M 328, SAR 306, BOSTTIC VINYCOL 1520M, OBRADOR 925, И-900 и т.д. Всё это профессиональные двухкомпонентные клеи с минимальной тарой в 1 литр, что для одного экипажа много. Можно купить 1 литр и разделить с друзьями. Можно попросить продать немного клея в обувной мастерской. Но в принципе, для ремонта в полевых условиях, нам подойдёт обыкновенный бытовой прозрачный полиуретановый клей "Момент-Кристалл" Устранение пореза/прокола этим клеем позволит благополучно закончить путешествие, и уже дома произвести профессиональный ремонт. Стоит "Момент-Кристалл" недорого, фасовка небольшая.
Ремкомплект должен состоять из:
куска материала ПВХ;
полиуретанового клея;
небольшго флакона ацетона;
малярного скотча (шириной 15-20мм);
шариковой ручки
жесткой кисти (щетина №14-18)
Порядок действия такой:
не расстраиваемся, принимаем это как один из эпизодов путешествия;
разводим небольшой костёр или включаем походную плитку и ставим чайник;
вырезаем заплату, накладываем на прокол и обводим ручкой;
ограничиваем контур малярным скотчем;
хорошо обезжириваем заплату и место прокола ацетоном (никакой наждачной бумаги!);
намазываем кистью на заплату и место прокола тонкий слой клея, ждем 10 минут, повторно намазываем, ждем 15 минут;
наливаем в металлическую кружку горячую воду из чайника(t 60-70 градусов);
накладываем заплату на место прокола, отрываем скотч;
ставим кружку с водой на заплату и ждём 15-20 секунд (если заплата большая, то передвигаем её прогревая всю заплату);
выливаем воду и этой же кружкой с усилием прикатываем заплату (здесь важно усилие а не время прижимания);
пьём чай, радуемся окружающей природе.
Вот и всё, ничего сложного.
Удачи во всех начинаниях!
Баллоны, служившее Вам верой и правдой много сезонов, по разным причинам нуждаются или в серьёзном дорогом ремонте, или в замене на новые. Возникает вопрос - какие баллоны купить. Давайте разберём все плюсы и минусы монобаллонов Сплав Мастер и двухслойных баллонов.
Первое, что сравним в этой статье-это вес баллонов. Повторюсь, что монобаллоны Сплав Мастер мы производим из сертифицированного лодочного материала ПВХ плотностью 1050 гр/м2. Незначительно снизить вес, не проиграв в прочности, можно применив в верхней части материал ПВХ плотностью 800-900 гр/м2. Так называемую "шкуру" двухслойных баллонов в основном шьют комбинируя материалы: верх из авизента, а низ из тентового материала ПВХ плотностью 700-800 гр/м. Вес таких баллонов складывается из веса "шкуры" и внутренних камер, и превышает на 15-20% вес аналогичных монобаллонов Сплав Мастер. Так же, во время эксплуатации двухслойных баллонов авизент намокает, сквозь него и соединительные швы вода просачиваясь, заполняет пустоты,образовавшиеся между складками внутренних камер и наружной оболочкой, что в свою очередь, значительно повышает вес баллонов. Монобаллоны Сплав Мастер лишены таких недостатков, и их вес остаётся неизменным что до, что во время эксплуатации.
За счёт поперечного кроя, высокой плотности материала, прочных продублированных швов монобаллоны Сплав Мастер выдерживают высокое давление. Их можно накачивать до так называемого "звона". В следствии этого, наши катамараны обладают отличными ходовыми характеристиками. Двухслойные баллоны невозможно накачать до такого состояния без повреждения шкуры. Как правило не выдерживают швы. Из практики эксплуатации катамаранов: баллоны,накачанные до большего давления,менее подвержены всякого рода повреждениям.
На баллоны Сплав Мастер мы устанавливаем хорошо зарекомендовавшие себя клапана Bravo 2005. Двухслойные баллоны накачиваются через вклеенные во внутренние камеры резиновые трубки с постоянно теряющимися пробками. От воздействия ультрафиолета и постоянных перегибов образуется много трещин, после чего трубка просто отрывается и требуется вклеивание новой трубки.
Бытует мнение, что при порезе/проколе монобаллоны Сплав Мастер в полевых условиях невозможно заклеить. Это глубокое заблуждение. Устранение небольшого повреждения занимает не более 30 минут, и состоит из обезжиривания поверхностей, двойного нанесения клея, с промежуточной сушкой, и накладывания заплаты на место прокола. Ремонт двухслойных баллонов процесс более трудоемкий и состоит из большего количества этапов.Это и извлечение внутренней камеры из "шкуры" с последующей просушкой и поиском пореза/прокола, устранение пореза/прокола как на "шкуре" так и на внутренней камере, и сборка баллона обратно в рабочее состояние.А если учесть что некоторые типы "шкур" сохнут долго, а незначительный прокол внутренней камеры найти проблематично, то выход на воду может затянуться на продолжительное время.
Каждый баллон Сплав Мастер разделён внутренней перегородкой на два (по желанию заказчика и более) независимых отсека. При проколе/порезе одного из отсеков, катамаран сохраняет стабильную плавучесть,что позволяет благополучно добраться до берега. Количество отсеков в двухслойных баллонах определяется количеством внутренних камер. И часто, в целях экономии, на баллон устанавливают одну камеру. При проколе/порезе такого баллона ни о какой плавучести и безопасности не может быть и речи.
Бывает, что на протяжении всего отдыха погода была к нам благосклонна. а по прибытии на конечный пункт поливает дождём. В такой ситуации монобаллоны Сплав Мастер опять находятся в преимущественном положении. Сертифицированный лодочный материал ПВХ имеет защиту как от ультрафиолета, так и от плесени. Поэтому баллоны могут находиться долгое время в непросушенном виде. Двухслойные баллоны требуют серьёзного к себе отношения перед длительным хранением. Нужно тщательно просушить внутренние камеры, "шкуру" обязательно просушить снаружи и внутри, при этом протерев от налета и влаги все швы. Если этого не сделать, то при хранении влажных двухслойных баллонов, через короткий промежуток времени, Вы станете обладателем заплесневевших изнутри "шкур" со сгнившими в швах нитками, и изъеденных грибком внутренних камер. Часто такие баллоны в ужасном состоянии и с отвратительным запахом приносят на ремонт.
В любом случае, Вам решать какие баллоны купить, но надеемся, что эта статья поможет сделать правильный выбор.
Удачи во всех начинаниях!
Здравствуйте!
Хочу поделиться впечатлениями от кабота, опытом эксплуатации и сделать некоторые выводы.
На данном каботе были пройдены реки: Вишера, Ай и Коса, с подъемом по Каме. А также выезд на раскаты Волги. Использовал мотор Ханкай-9,8 и Сузуки 2,5 4т.
Итак по порядку:
1. Первое знакомство с лодкой и первый выезд состоялся на р. Вишера.
Был взят мотор Ханкай-9,8. Мотор был в процессе обкатки поэтому задач достичь максимальных скоростей не ставилось. Лодка с двумя тушками и полной загрузкой легко выходила на глисс и в низ по течению скорость составляла 24-26 км/час. Пробовал ставить грузовой, четырех лопастной винт, результаты не впечатлили - разгон хороший, но унылая скорость в 22 км/час не устраивала. Но скорость еще пол беды, управление стало ватным, как на летней резине по гололеду. Вообщем опыт не удался и грузовой винт был заменен на штатный.
За три дня, с ветерком было пройдено 200 км. Результат эксплуатации - положительный.
2. Следующая поездка состоялась в дельту Волги, на участке от Каралат и до раскатов. Мотор был взят тот же самый Ханкай-9,8.
Был установлен стационарный лагерь, а все выезды проходили в две тушки, с рыбацким снаряжением и запасом топлива.
Так, как мотор был обкатан, то хотелось достичь максимальных скоростей, что оказалось не простой задачей. Во первых пришлось понимать мотор, используя подставки различного размера. В итоге поднял на 25 мм. Возможно еще 5 мм не помешало бы, но к тому времени уже надоело с этим возиться. Следующая проблема - пузырь. Он появляется на скорости от 24 км/час. С увеличением скорости пузырь перемещается ближе к корме. Частично нивелируется установкой топливного бака по банку рулевого. На скорости хорошо ощущается как бак, под воздействием пузыря приподнимает банку. Забегая вперед скажу, максимальная скорость достигнута 28,5 км/час. Для большего понимание вес наших тушек 100 и 60 кг. Под одним седоком выездов не было, поэтому трудно сказать какая будет при этом скорость.
После всех настроек по установке мотора, размещения в лодки седоков и снаряжения начали наши выезды на рыбалки. Переходы до раскатов не близкие от часа до полутора в одну сторону.
Как правило в низ по течению шли 28 и в верх 25 км/час.
В узких протока, зарослях травы передвигались под одним, байдарочным веслом, подняв мотор. Идет - не быстро, но без особых усилий, при этом достаточно маневренная. Не большие размеры позволяли заходить в такие глухие места, куда обычные лодки не заходят. Можно хорошо рыбачить на дорожку, не используя мотор, двигаясь на весле. Во многих регионах рыбалка троллингом с мотором запрещена.
Вдвоем рыбачить удобно, размахивая спиннингами друг другу не мешаем, но - только сидя. Рыбачить стоя я бы не рекомендовал.
В целом и здесь лодка показала себя хорошо, но выявилось одно обстоятельство - очень не любит рябь и волну. Плоское дно и отсутствие киля не позволяет всходить на волну.
3. Ковид внес в наши планы и в наши возможности свои коррективы и пришлось выбирать маршрут без выезда из своего региона. Выбор выпал на реку Ай.
Задача ставилась простая - не отстать и не убегать вперед от основной, катамаранной группы. Для этих целей был взят четырех тактный мотор Сузуки 2,5. В этот раз нас в лодке было трое, взяли с собой четырех летнего внука. Соответственно количество вещей в лодке увеличилось, но поместилось все.
Низкий уровень воды, обильное количество подводных камней, заросли травы, отмели заставляли часто поднимать мотор и двигаться на веслах. Было взято второе байдарочное весло, но оно не пригодилось. Скорости движения хватало и с одним веслом, а второе отдавали внуку для тренировки.
Встречный ветер сильно тормозил наши катамараны и практически от места старта и до финиша пришлось помогать своим одногрупникам, прицепляя по два катамарана с каждого борта. И с этой задачей лодка справилась, без особого труда перемещая всю команду.
4. Лето в полном разгаре, есть неделя на вылазку - выбор упал на реку Коса в Пермском крае. Хотелось спуститься в низ по Косе и подняться, на сколько хватит настроения, по Каме в верх.
И снова взяли четырехтакную Сузуки-2,5. В колличестве вещей себя не ограничивали, снова все вместилось, включая внука.
Просто невероятное количество бревен на дне реки заставляли потренироваться с подъемом мотора и движением под веслами, а не редкие мели местами потребовали и проводки судна. Как бы не было мы уверенно продвигались в низ. Выгрузив на стоянке вещи я решил порыбачить с лодки. Взял все необходимое отправился в низ. На обратном пути решил добавить газку что бы быстрее вернуться в лагерь. К моему не малому удивлению лодка вышла на глисс! Под таким маленьким мотором, моя тушка и тушка внука (еще 20 кг) скорость 22 км/час!! Знал что длина бежит, но тут был крайне удивлен!
Поднимаясь по Каме снова боролись с рябью и волнами от проходящих мимо лодок. Ну не ее это, не ее.
Подведу итоги, выводы и дать некоторые рекомендации:
Однозначно лодка заслуживает внимания. Не могу сказать что она универсальная на все случаи жизни. Наверно и не бывает таких (как не бывает универсальных автомобилей). Хорошо подойдет тем, кто ходит или рыбачит на не больших реках и водоемах, где не раскатываются волны и нет волны от проходящих мимо лодок и судов. Особенно хороша будет в многодневных путешествиях, с движением под не большим мотором.
Из плюсов - отсутствие пайолов. То есть нужно только накачать борта и дно и готово. Лодка довольно компактная, переносится в двух сумках, легко помещается в багажнике автомобиля. Для надежного закрепления вещей необходимо добавить точки крепления (люверсы) по две-три штуки с каждого борта.
Тем, кто знаком с байдарками рекомендую отказаться от распашных весел и ходить с байдарочным веслом. Если планируется использование мотора от 5 лс и выше, то рекомендую транец заказать несколько выше, что бы не использовать подставки. К примеру - мотор 5 лс, транец выше на 20мм, мотор 9,8 лс транец на 25 мм выше. Но эти выводы я делаю на основании своей массы (100 кг). Если вес рулевого значительно меньше, то возможно поднимать транец не потребуется.
Не претендуя на истину, все таки не советую устанавливать мотор мощностью более 9,8 лс.